ТРЕНИЕ И ИЗНОС В ХОДОВЫХ СИСТЕМАХ ТЯГОВЫХ И ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН С РЕЗИНОАРМИРОВАННЫМИ ГУСЕНИЦАМИ. ОБЗОР ПРОБЛЕМ | Механика | композиционных | материалов и конструкций
> Том 26 > №3 / 2021 / Страницы: 362-370

ТРЕНИЕ И ИЗНОС В ХОДОВЫХ СИСТЕМАХ ТЯГОВЫХ И ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН С РЕЗИНОАРМИРОВАННЫМИ ГУСЕНИЦАМИ. ОБЗОР ПРОБЛЕМ

, ,

Аннотация:

В статье освещены вопросы трибологического взаимодействия в ходовых системах тяговых и транспортных машин с резиноармированными гусеницами на примере сельскохозяйственных тракторов. Учитывая взаимодействие не только с узлами и механизмами ходовой системы, но и с агрессивными факторами внешней среды, наиболее подверженным износу элементом является резиноармированная гусеница. Для нее рассмотрены разновидности процессов трения и изнашивания, дана их аналитическая оценка. В частности, рассмотрены механическое или физическое трение: трение в контакте с опорной поверхностью, ее рельефом, абразивными частицами и субстанциями; трение в контакте с ведущими и ведомыми элементами движителя, звездочками, катками, роликами и пр.; межмолекулярное или химическое трение: межслойное, гистерезисное трение в массиве резины. Разрушение конструкций резиноармированных гусениц в следствие износа является главным ограничением ресурса работы гусеничных ходовых систем. Описаны возможные способы снижения трения в ходовых системах и повышения надежности резиноармированных гусениц. Основным из них, помимо совершенствования рецептур, физико-механических свойств резиновых композиций и совершенствования технологического процесса их изготовления, является рациональное проектирование конструкций. Последнее может быть достигнуто исключительно применением современных методов оценки напряженно-деформированного состояния. Даны рекомендации для продолжения работы: разработка расчетно-теоретических методов проектирования конструкций резиноармированных гусениц; обобщение экспериментальных данным по разрушению резиноармированных гусениц в условиях реальной эксплуатации и в составе конкретных сельскохозяйственных машин; анализ причин и возможных последствий таких разрушений; формирование комплекса мер конструкторского и технологического характера для предотвращения разрушений элементов ходовых систем на различных этапах жизненного цикла, а также их восстановления в условиях реальной эксплуатации.

2