ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОЦЕССА ДЕФОРМИРОВАНИЯ СРЕД С ДЕФЕКТАМИ | Механика | композиционных | материалов и конструкций
> Том 25 > №1 / 2019 / Страницы: 29-36

ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОЦЕССА ДЕФОРМИРОВАНИЯ СРЕД С ДЕФЕКТАМИ

,

Аннотация:

Рассмотрены примеры оценки момента потери устойчивости процесса деформирования, который определяется как момент начала деформирования при убывающем приложенном напряжении при монотонном нагружении. Рассмотрены два примера процессов: шейка образца при одноосном испытании и заклепочное соединение обшивки фюзеляжа самолета. В последнем случае помимо упомянутого способа оценки момента потери устойчивости рассмотрена также возможность применения выведенного по результатам конечно-элементного моделирования критерия, связанного с соотношением эффективных напряжений, определяемых как растягивающая сила, деленная на площадь проходящего вдоль трещин поперечного сечения модели, еще сохраняющего свою целостность, и эффективной деформации, определяемой как максимальное смещение концов растягиваемого образца, деленное на исходную длину ненагруженной модели. При применении этих двух способов получены достаточно близкие результаты, что выражается в получении для обоих случаев сходных оценок вычисленных значений количества циклов нагружения, которое необходимо, чтобы трещина в алюминиевом 2024-TЗ, из которого изготовлена обшивка фюзеляжа, достигла критической длины. Отмечена обусловленная разнообразием уровней нагрузок и приемов нагружения необходимость получения значительного числа требующихся для расчета зависимостей из соответствующих экспериментов. В качестве основного метода определения момента страгивания усталостной трещины рекомендован метод акустической эмиссии. Необходимость обращения к экспериментальным методам определения законов роста трещин и отвечающих за это параметров материала обусловлена зависимостью роста микродефектов от широкого круга внешних условий: типа окружающей среды, температуры, давления и т.п. При использовании предложенных критериев может быть разработана методика оценки наступления критического состояния применяемых в различных областях техники деталей, содержащих дефекты и подверженных действию внешних нагрузок. Это позволит своевременно прогнозировать момент их возможного выхода из строя.

19