Среди большого многообразия конструкций, применяемых в различных областях техники, промышленном и гражданском строительстве, особое место занимают стержневые конструкции (системы) регулярной структуры, наиболее типичными представителями которых являются решетчатые (сетчатые) конструкции. Примерами регулярных стержневых конструкций могут служить силовые каркасы летательных аппаратов и промышленных зданий, конструкции мостов, подъемно — транспортных механизмов, антенных устройств различного назначения и других сооружений. Одним из перспективных направлений применения конструкций такого рода является создание крупногабаритных стержневых космических конструкций, доставляемых на орбиту в сложенном состоянии или собираемых из стандартных фрагментов непосредственно в космосе и оснащаемых адаптивными силовыми элементами с целью устранения нежелательных деформаций всей конструкции или ее частей. Число научных публикаций, посвященных анализу деформирования стержневых систем, несмотря на обширность имеющейся литературы, постоянно растет. Об этом, в частности, свидетельствуют труды международных конференций, симпозиумов и семинаров, регулярно проводимых Международной ассоциацией по оболочечным и пространственным конструкциям (IASS), Американским институтом аэронавтики и астронавтики (AIAA), Американскими обществами инженеров-строителей (ASCE), инженеров-механиков (ASME) и другими авторитетными организациями [71, 94]. Цель данной статьи — обзор методов анализа деформирования регулярных стержневых упругих систем с позиций структурного моделирования и способов математического описания их механического поведения.